V значит Вендетта
На месте Бастилии теперь надпись ICI ON DANCE — «Здесь танцуют». Веселый люд плясал здесь бурре, стучал каблуками, чтобы потом рубить, и рубить, и рубить головы проклятым аристократам. Топить белую лилию в красном вине революции. Исключительно из самых лучших побуждений и под самыми благородными лозунгами, вроде «Свобода. Равенство. Братство», доставшегося от братьев-каменщиков. Пиар в чистом виде. Пишем одно, подразумеваем другое. Тридцать три смысла и все ложные.
Вранье, зомбежка, все возможные методы околпачивания и стали главным источником вдохновения для МагТиги и его корешей — братьев Вачовски. Эти и раньше увлекались иллюзиями. Но теперь возвели свое хобби в абсолют.
Все — бутафория, все — неправда. Страшные застенки охранки оказываются декорацией, а яма с трупной гнилью запросто соседствует с бархатом голландских роз. «V значит Вендетта» — это ни в коем случае не антиутопия, а самый натуральный водевиль, пусть и тоталитарного толка. Герой — странный гибрид Сирано, Монте-Кристо и террориста Савинкова читает пафосные монологи, крушит окружающую реальность, да так — пыль столбом. «Боже, Царя храни!» и фейерверк в небо!
Cила в Единстве! Эти суровые парни разорвали отношения со Штатами (Америка вообще пребывает в ужасной радиоактивной заднице), пересажали всех диссидентов с педерастами, зато — спасли нацию от эпидемии птичьего гриппа. Что, не та болезнь? Да какая, собственно говоря, разница. Режиссер МагТиги отказался от скромной эстетики восьмидесятых в пользу яростной конъюктуры: черные мешки Абу-Грейба, хворые курочки, угнетенные мусульмане и прочая. Оттого смотреть «Вендетту» жутко и одновременно смешно.
Нацисты прибрали всю возможную власть в стране. Комендантский час, пятиминутки ненависти и массовые расстрелы — все как положено. В этой неуютной атмосфере и проживает прекрасная телевизионщица Эви (Натали Портман). Живет тихонечко, никого не трогает, практически забыв про папку с мамкой, ставших жертвами нового ГУЛАГа.
Однажды Эви отправляется на позднее свидание и попадает в лапы к тайной полиции. Три агента почти уже использовали девушку по назначению, как вдруг на сцене появляется оперетточный персонаж — Мистер Икс с пластиковой физиономией Гая Фокса, и спасает девушку.
Несчастная девчонка ровным счетом ничего не понимает. Чувак в старомодном прикиде и в маске изъясняется пятистопным ямбом, а потом и вообще — приглашает ее на теракт. Театрализованный взрыв здания Олд Бэйли под звуки увертюры Чайковского. Какая пошлятина!
Официальная власть отвергает само существование загадочного террориста, а он уже готовит новую акцию. На этот раз его мишенью становится телевидение. Господин V берет штурмом студию, вяжет охрану и устраивает выступление в прямом эфире: «Братья и сестры, довольно терпеть беззаконие. В пятый день ноября — соберемся и свергнем ненавистный режим!».
Трудно сказать — чем именно привлек скромный католик Фокс внимание Миллера, а потом и Вачовски, сделавшего беднягу апологетом фанатизма. Фокс — всего лишь один из участников Порохового заговора, в 1605 году пытался взорвать британский парламент, но был пойман и повешен.
Проще всего назвать «Вендетту» еще одним подражанием Оруэллу, и на этом закрыть тему. Но совесть не дает. Все дело в том, что фильм МагТиги — это диковинная головоломка. Которую нужно пользовать снова и снова. Может тогда и получится разгадать все тайные смыслы, всю эту конспирологию. Например, автор одержим «пятеркой». Эта цифра присутствует решительно везде, начиная с имени главного персонажа и заканчивая номером тюремной камеры, в которой он томился. Отрывок из пятой симфонии Бетховена, и она же — код из азбуки Морзе. А первый стихотворный монолог господина V — это коллекция слов на всю ту же цифру-букву.
Авторы сознательно издеваются над нашими свежевытраханными умами, постоянно меняя направления и координаты, дезориентируя зрителя. Меня укачало. А потом чуть не вырвало — когда я допер до истинного месседжа картины. «Смотрите, как мы ловко вас обманываем! Хотите еще?». Налицо — полный набор методов современного пиара.
Все матричные красоты, эффектные поединки и пиротехника — средство отвлечь наше внимание. Потому и об игре актеров говорить бессмысленно. Лица-маски. Уивинг с пластикой Буратино. Огромные глазищи Наташи Портман. Все эти звезды — всего лишь марионетки в умелых руках «истребителей иллюзий». Вряд ли актеры до конца разобрались — в какой культурной провокации они приняли участие.
МагТиги специально тянет время, мучает экранным занудством, чтобы потом, неожиданно, выбросить на авансцену очередного праведного покойника, погибшего за правду. Только нет этой правды. Совсем. Любое издание обязательно врет, либо собирается врать. И все трагедии, сопли и вопли — суть средство заработать деньги, обрести имя или помастурбировать на еще один светлый идеал, еще одну идею, ради которой нестрашно идти на смерть. Не верь! Смотри на просвет! Убей свой телевизор! Этому и учит нас злопакостная «Вендетта» братьев Вачовски.